Как устроен шаровый кран
Шаровой кран можно отнести к современным и полезным изобретениям. Он является разновидностью запорного механизма для трубопровода. Его простота, долговечность и надежность – главные факторы, благодаря которым конструкция шарового крана широко используется как в промышленных, так и в бытовых условиях. При этом, благодаря своим характеристикам, такой кран пользуется большим спросом среди населения. Устройство шарового крана сделано таким образом, что оно способствует герметичному перекрытию не только воды в трубопроводе, но и нефти, и газа.
Особенности конструкции
Изобретены краны с шаровым способом запора были сто лет назад, но более ранние его варианты не совсем плотно перекрывали напор воды, поскольку их конструкция была несовершенна, а материалы недостаточно надежные.
С появлением искусственного фторопласта, каучука и многих других синтетических веществ устройство шарового крана стало более качественным, так как уплотнители, выполненные из них, обеспечивают отличную герметизацию и длительный срок службы.
Управление системой стало более легким из-за использования смазочных веществ высокого качества. Это в значительной степени влияет и на то, как часто нужно проводить ремонт (в данном случае – не скоро).
Устройство современного шарового крана довольно простое. Он состоит из затвора – подвижной детали, которая представляет собой стальной шар с круглым сквозным отверстием для прохождения потока. Размер отверстия совпадает с диаметром трубы.
Когда шар поворачивается на 90°, то идущему потоку полностью преграждается путь. Такой элемент называется полнопроходным. Если деталь открыта до конца, тогда полностью отсутствуют гидравлические потери во время циркуляции воды, что заметно увеличивает срок службы самого запорного механизма и труб.
Именно поэтому современные шаровые конструкции вытеснили своих предшественников со всех основных и значимых магистральных линий.
Всего существует три типа подобного изделия:
- стандартные;
- полнопроходные;
- неполнопроходные.
Пропускная способность полнопроходного варианта достигает 100%, неполнопроходного – 50%, а стандартного – 80%. Для изготовления используют латунь, различные сплавы с ней или достаточно прочный пластик.
Латунные краны хорошо выдерживают перепады температур, отличаются длительным сроком службы и не подвергаются коррозии.
Шаровые изделия из пластика обладают меньшей прочностью и не устойчивы к высоким температурам, поэтому их используют при подведении газа или для холодного водоснабжения.
Рекомендации по выбору устройства
При выборе такого элемента необходимо руководствоваться некоторыми правилами:
- Следует определить, для чего он будет предназначаться. Так, например, для холодного и горячего водоснабжения, а также при монтаже газопровода, используют латунные или стальные системы.
- Очень важно решить, какого типа будет деталь: фланцевый вариант или под приварку. Шаровой кран под приварку устанавливается на магистралях с потоком жидкости высокой температуры, кислотной или щелочной среды. Такой механизм способен выдержать высокое давление и достаточно надежный. Фланцевый тип (полнопроходной) прикрепляется посредством резьбы, применяется для жидкостей и газа, но не в агрессивной среде.
- При покупке нужно тщательно осмотреть его на наличие брака и полной комплектации, в ином случае могут возникнуть протечки и необходимость провести ремонт. В комплект должны входить: шток уплотнения, ручка управления, тефлоновые уплотнительные седла, гайки, стальной или латунный шар, шток из латуни, шток резинового уплотнителя, латунный корпус, регулировочная гайка, уплотнительная шайба.
- В продаже имеется два вида систем: с разборным корпусом и цельносварные.
Приоритетным является кран с разборным устройством корпуса, и обусловлено это следующими преимуществами:
- Такой аксессуар является более надежным, поскольку не имеет многочисленных прокладок, которые, изнашиваясь, приводят к внезапным протечкам.
- Их конструкция довольно проста, поэтому и ремонт не вызывает каких-либо сложностей, даже у человека, не разбирающегося в сантехнике.
- Изделия данного вида очень удобны в эксплуатации. Для их использования достаточно лишь опустить или поднять рычаг.
- Устройство обладает высокой степенью герметичности, которая достигается за счет плотного прилегания шара к крану.
- Компактны в отличие от всех остальных.
Разновидностью запорного устройства является кран Маевского (радиаторный игольчатый воздушный клапан), основным предназначением которого является удаление скопившегося воздуха в радиаторных батареях.
Устройство такого изделия несколько иное, чем водопроводного. Он гораздо удобнее обычного крана, применяемого для устранения пробок воздуха. Довольно часто во время подачи горячей воды в радиаторы центрального отопления образуются пузырьки воздуха, затрудняющие нормальную циркуляцию воды. Только установка крана Маевского позволит быстро и легко устранить проблему.
Его основой является игольчатый запорный клапан, который выполнен под четырехгранный ключ и имеет прорези для шлицевой отвертки.
Также имеется специальный клапан с пробкой, который необходим для вворачивания в верхнюю часть радиатора. Для герметичности между штоком клапана и винтом монтируется пластиковый кожух, что препятствует протеканию батареи во время открытия крана.
Если радиатор прогревается не полностью – это свидетельствует о скапливании воздуха. Чтобы это устранить, следует открыть кран специальным ключом до тех пор, пока не появится струйка воды.
Несмотря на то, что шаровые краны надежны, по некоторым причинам они выходят из строя. Но ремонту подлежат только устройства с разборным типом корпуса, а цельносварные – просто заменяются на новые.
Как происходит ремонт системы
Для начала приготавливаются:
- гаечные ключи;
- отвертка (без нее практически не проходит ни один ремонт);
- плоскогубцы.
Для ремонта водопроводного крана необходимо:
- Перед краном перекрыть холодную или горячую воду.
- Выкрутить винт, посредством которого удерживается поворотный рычаг.
- Снять рычаг и отверткой открутить резьбовую часть.
- Плоскогубцами удалить купол крана и снять пластиковую деталь.
- Если протечка водопроводного крана происходит из-за изнашивания или засорения уплотнителя, то его либо полностью заменяют на новый, либо хорошо очищают.
- Из крепления вынимают шар и при видимых повреждениях заменяют его.
- Демонтируют уплотнители, с помощью которых фиксируется поворотная часть. Все пружинки и уплотнения снимаются плоской отверткой.
- При деформации прокладок или их повреждениях устанавливаются новые.
По окончании ремонта шарового крана в обратном порядке осуществляют его сборку, одновременно нанося тонким слоем смазку. Смазка у различных производителей может отличаться, поэтому может не подойти для определенного типа шарового крана, что приведет к его поломке.
Завершается ремонт шарового крана проверкой герметичности всех элементов и соединений, для этого его подключают к водопроводу и проводят испытания.